Лабораторная работа нарушение осанки и плоскостопие

Содержание
  1. Практическая работа 1.Ориентировочное выявление нарушения осанки
  2. Практическая работа 2.Выявление плоскостопия
  3. Практическая работа 3.Определение уравновешенности нервных процессов
  4. Нарушение осанки и плоскостопие
  5. Нарушение осанки проходит в развитии три стадии:
  6. Причины распространённого нарушения
  7. Лфк – непременная составляющая профилактики плоскостопия
  8. Важная составляющая борьбы с плоскостопием – правильно подобранная обувь
  9. Лабораторная работа на тему осанка и плоскостопие
  10. Лабораторная работа на тему «Выявление нарушения осанки»
  11. Практическая работа по биологии на тему: «Выявление нарушение осанки и наличия плоскостопия»(8 класс)
  12. 2. Осанка
  13. 3. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой
  14. 4. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой
  15. 5. Проверка гибкости позвоночника
  16. 6. Плоскостопие
  17. Вопросы к конспектам
  18. Причины и меры профилактики нарушения осанки и плоскостопия
  19. Взаимосвязь плоскостопия и искривления позвоночника
  20. Что вызывает нарушение осанки и дефекты стопы
  21. Общие методы лечения сколиоза и плоской стопы
  22. Комплекс упражнений
  23. Лечебная гимнастика при сколиозе
  24. Обувь и стельки
  25. Другие
  26. Профилактика дефектов
  27. Осанка
  28. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой
  29. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой
  30. Проверка гибкости позвоночника
  31. Плоскостопие

Практическая работа 1.Ориентировочное выявление нарушения осанки

Лабораторная работа нарушение осанки и плоскостопие

Цель:научиться определятьнарушения осанкипростым способом.

Оборудование:ровная вертикальная поверхность (стенабез плинтуса).

Ходработы:

  1. Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.

  2. Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.

  3. Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.

Ваш результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 2.Выявление плоскостопия

Цель:овладеть простым способом выявленияплоскостопия.

Оборудование:лист бумаги, вода или крем, карандаш иликраска, линейка, транспортир.

Ходработы:

  1. Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской.

  2. Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (рис. 1, линия АК).

  3. Найдите середину АК, равноудаленную точку от мест касания.

  4. Проведите два отрезка, перпендикулярные к АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М.

  5. Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.

  6. Определите процентное соотношение СД:АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение (СД/АВ)х100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

  7. Ваши данные:правая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___левая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___

Рис. 1.Определение наличия плоскостопия

Ваш результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 3.Определение уравновешенности нервных процессов

Цель:определитьсоотношение процессов возбуждения иторможения.

Оборудование:секундомер,испытуемый.

Ходработы:

  1. Испытуемый, сидя с закрытыми глазами, по команде экспериментатора начинает считать про себя три минуты (180 секунд). Экспериментатор регистрирует время по секундомеру.

  2. Как только истекает 180 секунд, испытуемый открывает глаза. Экспериментатор отмечает истинное время по секундомеру.

  3. Сделать вывод о соотношении процессов возбуждения и торможения у испытуемого на данный момент времени учитывая, что:

  • если время испытуемого оказалось меньше истинного, то у него преобладают процессы возбуждения на данный момент времени;
  • если время испытуемого оказалось больше истинного, то у него преобладают процессы торможения на данный момент времени;
  • если время испытуемого оказалось примерно равным истинному, то на данный момент времени у него процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соседние файлы в папке Практикум по возрастной физиологии и психофизиологии

Источник: https://studfile.net/preview/3268183/

Нарушение осанки и плоскостопие

Лабораторная работа нарушение осанки и плоскостопие

Каждый человек слышал фразу: «Чистота – залог здоровья». Кроме чистоты, как известно из школьных уроков биологии, залогом здоровья становится немало прочих составляющих.Главным тестом, становящимся презентацией физического состояния, считается осанка, имеющая для человека как представителя класса «приматов прямоходящих», важнейшее значение.

От правильной позы зависит состояние позвоночника и скелета в целом. Она предохраняет внутренние органы от сдавливания и смещения, провоцирующего заболевания: остеохондроз, астма, ИБС. Тема предупреждения дефектов осанки и плоскостопия в раннем возрасте крайне важна.

Для определения нарушения осанки разработан простейший тест: поставить ребёнка к стене, чтобы затылок, пятки, тазовые и лопаточные кости касались поверхности, попытаться просунуть кулак между стеной и поясницей. Если сделать действие не удаётся – осанка правильная. Если кулак проходит, налицо причина принятия мер профилактики, причём главными признаны массаж и ЛФК

Сколиоз сопровождает плоскостопие

Трудности с осанкой обычно обнаруживаются у детей в возрасте 7 – 15 лет. причина – гиподинамия школьников, избыток времени проводящих у компьютера и игнорирующих прогулки на свежем воздухе, активные игры и уроки физкультуры, оказывая негативное влияние на здоровье.

Нарушение осанки проходит в развитии три стадии:

  1. Лёгкая сутулость, носящая слабовыраженный характер, возникает у ребёнка в начальных классах. Для предупреждения в младших классах взрослым достаточно чаще напоминать о необходимости выпрямиться.
  2. В средних классах и старших классах появляется отклонение от нормы, имеющее устойчивую форму, вызванную слабостью мышечного корсета, корректируется уроками физкультуры в школе.
  3. Искривление позвоночника, затрагивающее костный аппарат и с трудом поддающееся лечению. Школьные уроки физической подготовки в классах полностью заменяются ЛФК.

    Необходимые упражнения в классах порекомендует инструктор ЛФК. Для удобства родителям стоит записать тему в виде конспекта, чтобы ежедневно заниматься с ребёнком дома. Рекомендуется как необходимая мера предупреждения дальнейшего развития серьёзного заболевания.

Профилактика возникновения подобных нарушений здоровья ребёнка – прямая обязанность взрослых, особенно родителей, начиная с момента, как малыш встаёт на ноги. При вертикальном положении тела на ступни ложится ощутимая нагрузка. Если мышцы стоп недостаточно укреплены, возникает угроза развития плоскостопия.

Ступни считаются своеобразными амортизаторами человеческого скелета, природой предназначены для смягчения толчков, возникающих во время ходьбы, прыжков. При плоскостопии происходит деформация стопы, её свод опускается либо исчезает.

Амортизационные функции стопы нарушаются, возникает тяжёлая походка, боль в ногах, перекашивание тазовых костей при ходьбе, приводящее к неправильной позе и искривлению позвоночника.

Плоскостопие и нарушение осанки тесно связаны между собой: появление первого неизбежно сказывается на втором.

Профилактика плоскостопия оказывает влияние на предупреждение деформаций в развитии детского скелета, но определить наличие заболевания у ребёнка получится при достижении возраста 4-6 лет. По законам биологии детская ступня снабжена жировой подушечкой на подошве, маскирующей свод стопы. С возрастом жир рассасывается, костные очертания становятся более чёткими, заметить дефект несложно.

Тест на нарушение легко выполнит врач и любой взрослый человек в домашних условиях. Потребуется смазать подошвы ребёнка растительным маслом и поставить ногу на лист белой бумаги.

Если масляные отпечатки следов приобретают форму фасолинок – нормальное развитие налицо.

Если по отпечатку видно, что подошва стопы прижалась к бумаге почти целиком, след говорит о предрасположенности к развитию плоскостопия.

Причины распространённого нарушения

Возможной причиной считается наследственность. Если плоскостопие имеется у близкого родственника – отца, матери, – ребёнку необходимы наблюдение и регулярные консультации врача-ортопеда, чтобы застать болезнь на ранних стадиях развития и принять меря для предотвращения.

Отрицательным фактором часто выступает лишний вес, что неудивительно: кости скелета рассчитаны на посильную нагрузку, превышение возможностей организма приводит к деформации. Если ребёнок слишком полный для собственного возраста и роста, необходим строгий контроль родителей за детским питанием. Советы диетолога не будут лишними в тревожной ситуации.

Травмы стоп бывают причиной возникновения плоскостопия. Частые «подвихивания» говорят о слабости связочного аппарата голеностопа, от которой прямой путь к появлению дефекта.

В конечном счёте, нарушение осанки и плоскостопие возникает на фоне слабого развития мускулатуры ног, преимущественно стоп. Укреплению мышц стопы способствует простой массаж ступней. Выполнять допустимо самостоятельно, даже не будучи мастером высокого класса. Описание массажа получают в кабинете ЛФК детской поликлиники.

Лфк – непременная составляющая профилактики плоскостопия

Урокам ЛФК следует уделять пристальное внимание. Занятия выполняются систематически. Нарушение правила становится причиной низкой эффективности.

Если ребёнок маленький, проводить занятия ЛФК лучше в игровой форме, чтобы упражнения не воспринимались как обязательно-утомительный урок. Для привлечения интереса малыша к упражнениям ЛФК, каждому потребуется придумать подходящее название. Примерный конспект игровых занятий:

  • ходьба на цыпочках – «великан», «кто выше?», «какой большой!»;
  • ходьба с поворачиванием стоп наружу – «мишка косолапый по лесу идёт»;Прогулка по неровной поверхности
  • ходьба босиком по наклонной неровной поверхности – «идёт бычок, качается» (специальный коврик из полосы плотной ткани с нашитыми выпуклыми пуговицами укладывается на доску, положенную с небольшим наклоном; ступая по ней босой ногой, ребёнок непроизвольно поджимает пальцы, что вызывает напряжение мускулатуры свода стопы);
  • игра «попробуй, достань»: ребёнок, сидя на стуле, старается пальцами ног захватить с пола маленькие предметы (карандаши, верёвочки), подтягивая к себе. Постепенно упражнение возможно усложнять, пробуя поднимать и передавать предметы из одной «ножки-ручки» в другую;
  • «каток»: сидя на стуле, выполняется перекатывание ступнями ног круглой гладкой палки диаметром 3 см.

На уроке нужно чаще хвалить малыша, стимулируя усердие. Родители могут устроить соревнование и принять участие, но победителем непременно должен выйти ребёнок.

Полезно больше ходить босиком, в естественных природных условиях – по траве, гальке, камешкам. Большое значение приобретают водные процедуры: кроме укрепления мускулатуры, они оказывают закаливающее действие. ЛФК по мере взросления ребёнка рекомендуется дополнить уроками плаванья – спорт наилучшим образом тренирует группы мышц, отвечающих за формирование осанки и профилактику плоскостопия.

Важная составляющая борьбы с плоскостопием – правильно подобранная обувь

Детская обувь должна точно соответствовать размеру ноги и непременно быть новой. Нельзя позволять ребёнку донашивать растоптанную обувь старших братьев и сестёр, как бы ни оказался велик соблазн сэкономить. Важные параметры – материал и качество изготовления. Лучше покупать ботинки, туфли и сандалии, сделанные из натуральной кожи либо хлопка.

Они должны быть лёгкими, иметь минимальное количество швов внутри, упругую и гибкую (не мягкую!) подошву, крепкий задник, фиксирующий голеностопный сустав в правильном положении, невысокий (0,5 – 1 см) плоский каблук.

Если врач-ортопед советует носить специальную обувь или использовать в ежедневной обуви стельки-супинаторы, отмахиваться от рекомендаций не стоит.

Перечисленные правила покажутся сложными, но исполнение гарантирует, что у ребёнка не возникнет трудностей с позвоночником и суставами ног – ни в детстве, ни в грядущей взрослой жизни.

Источник: https://OtNogi.ru/bolezn/ploskostopie/narushenie-osanki-i-ploskostopie.html

Лабораторная работа на тему осанка и плоскостопие

Лабораторная работа нарушение осанки и плоскостопие

Кострома 2016 год Изучаем строение скелета с шуткой! (часть 2) Подготовила учитель биологии Арсеньева Елена Николаевна МБОУ ООШ №19

Цель: 1. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия. Развивать мышление и творческие способности учащихся, умения и навыки использования ИКТ Закрепить навыки проведения эксперимента Тема урока: Осанка. Выявление плоскостопия Лабораторная работа №2

Лабораторная работа №2 Часть 1 Определение наличия плоскостопия после измерения глубины ведра. Цель работы: Временно побыть следопытом для изучения собственных отпечатков ног Оборудование: Можно использовать все ёмкости, куда убираются ноги. Подготовка: Принеси ведро с водой, не расплескав его по школе. Потренируйся быстро снимать и одевать носки.

1. Возьми ведро с водой и, быстро сняв носки, смочи ноги водой. 2. Мокрыми ногами оставь след на сухом полу. Проверь! Есть ли у тебя плоскостопие или нет!

Способ определения плоскостопия Эту часть работы попроси сделать одноклассников — им тоже будет интересно: а) линейкой нужно измерить ширину средней части ноги в сантиметрах; б) измерь ширину отпечатка ноги под фалангами пальцев ( в самой широкой части стопы) в) первое число раздели на второе и вырази получившийся результат в процентах (умножь на 100). 32% — норма 45% — плоскостопие

«Таких не берут в космонавты…» Плоскостопие 100%

Комплекс упражнений при плоскостопии и для профилактики его. Ходьба. 1. На носках (до 30 сек.), на пятках (до 30 сек.), на внешней стороне ступни (до 30 сек.).

2. На палке: вдоль палки и поперек гимнастической палки (до минуты).

Босиком! По песку По ребристой поверхности По скошенной траве.

Цель: Узнать, влияет ли плохая осанка всему организму? Определить, правильная ли у тебя осанка, когда ты смотришься в зеркало и сам себе нравишься ( или наоборот). Оборудование: стена в классе ( желательно ровная и не пачкающаяся). Часть 2 Осанка

1. Выбери самую чистую стенку в классе и нежно прижмись к ней спиной. При этом голова, плечи и ягодицы должны касаться стены. 1. Выбери самую чистую стенку в классе и нежно прижмись к ней спиной.

При этом голова, плечи и ягодицы должны касаться стены. 2. Сожми свою волю в кулак и попробуй его (кулак) просунуть между стеной и поясницей.

Если так не получится, придется выпустить волю на свободу и попробовать пропихнуть ладонь (не отрывайся от стены!). проделай следующее: Поверь свою осанку!

Кулак не прошел, а только ладонь: можешь воображать перед друзьями и радоваться — осанка у тебя хорошая. Привычная осанка у подростка 13 лет. А какая у тебя? Оценка результатов

Читать еще:  Рок музыканты умершие в 27 лет. Курт Кобейн

Кулак все же пролез: не спеши огорчаться — а вдруг стена кривая? — . Но если с ровностью стены порядок — говори всем, что осанка это не главное. Важнее, чтобы с головой все было в порядке! Шутка! Это совсем не так. Испугайся, тебя может ждать ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА — СКАЛИОЗ!

Напугался и хочешь иметь красивую осанку, делай так, как советует доктор медицинских наук М. Еремушкин. Напрасно мама с папой и учительница говорят; «Держи спину ровно. Не сутулься!» Есть более полезные привычки для правильной осанки, чем сидеть прямо. Попробуйте: Заучивать наизусть стихи, пересказывать тексты в движении — подпрыгивая, задирая ноги, кружась, кувыркаясь.

Качаться на стуле во время приготовления уроков Повторять устные уроки, раскачиваясь в кресле-качалке Писать за конторкой стоя Учить уроки, сидя на жесткой табуретке Работать на компьютере, развалившись в кресле Читать книги лежа на животе

Правильная осанка Когда поясничный отдел чуть подается вперед, позвоночник, автоматически выпрямляется и принимает идеальную S-образную форму. Создаются благоприятные условия для работы сердца, легких, и органов пищеварения. Правильная осанка А эта?

Сделай шаг от стены, вытяни шею и подними подбородок («гордый»). Хочешь иметь хорошую осанку делай так!

Приседай с прямой спиной: — Выполнять приседания, стараясь не отклоняться от стены, тем самым сохраняя осанку. — то же, но уже отойдя от стены.

— Поднимание на носочки: Поднимайтесь на носочки, стараясь не отклоняться от стены, тем самым сохраняя осанку. — то же, но уже отойдя от стены.

Ношение предметов на голове: — положите себе на голову небольшую книгу. пройдите по комнате, не уронив книгу. — то же, но перешагивая через небольшие препятствия.

Поднятие ног поочередно сгибая тазобедренные и коленные суставы, до максимального объема, помогая руками притягивать колено к грудной клетке. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10-12 раз.

Поднятие ног поочередно, сгибая тазобедренные и не сгибая коленные суставы. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10-12 раз.

Присесть и встать, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10-12 раз.

Делаем боковые наклоны, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10-12 раз.

30 минут в день рекомендуемых упражнений и ты – модель с прекрасной осанкой! Теперь мы знаем, как стать такими стройными и красивыми, а главное – здоровыми!

Обработка результатов. В ходе лабораторной работы мы сделали шуточные снимки. Весело обсудили результаты опытов. Нашли дополнительную информацию в Internet. Научились простым упражнениям для профилактики плоскостопия и формирования осанки. С удовольствием оформили отчёты о работе в виде документов MS Word, презентации Power Point.

Читать еще:  Ван дейк антонис. Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс

Лабораторная работа на тему «Выявление нарушения осанки»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Лабораторная работа «Выявление нарушения осанки» Цель: Выявление нарушения осанки

Оборудование: сантиметровая лента

1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние

между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны

2.Первый результат разделите на второй.

3.Оформите в виде таблицы.

Расстояние между левым и правым плечом со стороны

Если получается число, близкое к единице или больше, значит,

нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки

касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.

Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь-

Вывод: Есть ли у вас нарушение осанки?

Если есть, предположите, каковы причины?

Лабораторная работа №9

Выявление плоскостопия Цель:

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца.

Соедините две найденные точки прямой линией. Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию — плоскостопия нет (стр.74,рис39).

Вывод: Есть ли у вас плоскостопие?

Если есть, предположите, каковы его причины?

Предложите 3-4 упражнения, предупреждающих плоскостопие.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Аносова Екатерина Андреевна
  • Написать
  • 41035
  • 31.08.2015

Номер материала: ДA-023689

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.

Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта.

Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Практическая работа по биологии на тему: «Выявление нарушение осанки и наличия плоскостопия»(8 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Читать еще:  Писатель гюго произведения. “Оды и баллады”

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Практическая работа№ 1

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия

Цели: Используя инструкцию, выявить среди участников своей группы:

нарушения поясничного изгиба позвоночника

сделать выводы о правильности осанки участников проводимого исследования

Определение искривления позвоночника

Углы лопаток на одном уровне

Один плечевой сустав расположен выше другого

Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны

Отростки позвонков образуют прямую линию

Мерной лентой (сантиметром) измерьте расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками плеча в области плечевых суставов левой и правой руки:

А) со стороны груди

Б) со стороны спины

Разделите первый результат на второй.

Чем меньше дробь, тем сутулость больше. Если частное близко к 1, то это норма.

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене.

Просуньте ладонь между стеной и поясницей

Попробуйте просунуть кулак.

Если последнее удастся, то осанка нарушена.

Количество боковых искривлений_____________________________

Количество нарушений поясничного изгиба_____________________

ОБЩИЙ ВЫВОД: (о состоянии осанки среди исследуемых)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОСКОСТОПИЯ

Общая проверка на плоскостопие:

Расставляем точки, как показано на рисунке: А- центр подушечки большого пальца, С- точка между подушечками 2-го и 3-го пальцев, В- центр пятки. Строим треугольник.

Смотрим на результат:

а) Если треугольник практически целиком лежит на отпечатке — плоскостопие (больше 61% поверхности),

б) Если треугольник частично прикрывает след — уплощение (51-60%),

в) Если треугольник практически не попадает на среднюю часть следа — НОРМА (35-50%).

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Шематович Светлана Михайловна
  • Написать
  • 7866
  • 13.06.2019

Номер материала: ДБ-626464

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.

Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта.

Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/8420.html
http://infourok.ru/laboratornaya-rabota-na-temu-viyavlenie-narusheniya-osanki-394724.html
http://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-biologii-na-temu-viyavlenie-narushenie-osanki-i-nalichiya-ploskostopiya-klass-3771658.html

Источник: https://sergey-life.ru/vse-stati/laboratornaya-rabota-na-temu-osanka-i-ploskostopie.html

2. Осанка

Осан­ка – это при­выч­ное по­ло­же­ние тела при ходь­бе или в покое. При пра­виль­ной осан­ке плечи че­ло­ве­ка на­хо­дят­ся на одном уровне, живот под­тя­нут, ноги пря­мые, мышцы хо­ро­шо раз­ви­ты, по­ход­ка лег­кая. Пра­виль­ная осан­ка обес­пе­чи­ва­ет нор­маль­ную ра­бо­ту внут­рен­них ор­га­нов.

3. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой

Су­ту­лость (ду­го­об­раз­ный кифоз). Для ее вы­яв­ле­ния необ­хо­ди­мо из­ме­рять рас­сто­я­ние между пле­ча­ми спе­ре­ди и со спины. Если оно при­мер­но оди­на­ко­вое, то нет па­то­ло­гии. А если рас­сто­я­ние со сто­ро­ны спины зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет рас­сто­я­ние спе­ре­ди, то у че­ло­ве­ка кифоз (см. Рис. 1).

Рис. 1.

Лор­доз. Про­яв­ля­ет­ся в де­фор­ма­ции по­зво­ноч­ни­ка и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­ля­ми в по­яс­ни­це (см. Рис. 2). Тело при ходь­бе немно­го за­про­ки­ды­ва­ет­ся назад.

Лор­доз опре­де­ля­ют, ста­но­вясь к стене так, чтоб к ней при­ка­са­лись толь­ко ло­пат­ки, плечи и яго­ди­цы. В цель между по­яс­ни­цей и сте­ной в норме долж­на про­хо­дить толь­ко ла­донь, иду­щая па­рал­лель­но стене.

Если же про­хо­дит кулак, то осан­ка на­ру­ше­на.

Рис. 2.

Ско­ли­оз – бо­ко­вое ис­крив­ле­ние по­зво­ноч­ни­ка (см. Рис. 3). Про­ис­хо­дит ис­крив­ле­ние груд­ной клет­ки, плечи и ло­пат­ки на­хо­дят­ся на раз­ных уров­нях.

Умень­ша­ет­ся по­движ­ность по­зво­ноч­ни­ка, и могут воз­ни­кать боли в его груд­ном от­де­ле.

Для опре­де­ле­ния ско­ли­о­за смот­рят на уров­ни плеч и углов ло­па­ток, на раз­ме­ры тре­уголь­ни­ков между ту­ло­ви­щем и опу­щен­ны­ми ру­ка­ми.

Рис. 3.

4. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой

Для того чтобы такие за­бо­ле­ва­ния не раз­ви­ва­лись, в первую оче­редь необ­хо­ди­мо сле­дить за своей осан­кой. Нужно не су­ту­лить­ся при ходь­бе, но­сить учеб­ни­ки в рюк­за­ке за спи­ной, а не в сумке на 1 плечо.

Во время ра­бо­ты надо си­деть прямо и дер­жать ноги под пря­мым или тупым углом, они долж­ны упи­рать­ся в пол (см. Рис. 4). Рас­сто­я­ние между гру­дью и пар­той долж­но со­став­лять ши­ри­ну ла­до­ни. При си­де­нии че­ло­век дол­жен за­ни­мать весь стул, локти дер­жать на столе.

Рис. 4. Пра­виль­ная осан­ка при ра­бо­те за сто­лом

Си­сте­ма­ти­че­ские за­ня­тия спор­том спо­соб­ству­ют раз­ви­тию гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка и фор­ми­ро­ва­нию пра­виль­ной осан­ки.

5. Проверка гибкости позвоночника

Для того чтобы про­ве­рить гиб­кость по­зво­ноч­ни­ка, необ­хо­ди­мо встать на сту­пень­ку лест­ни­цы или на неболь­шую под­став­ку (см. Рис. 5). После чего необ­хо­ди­мо, не сги­бая ко­ле­ни, на­кло­нить­ся впе­ред и по­ста­рать­ся до­стать ру­ка­ми ниж­не­го края опоры, и, по воз­мож­но­сти, на­кло­нить­ся ниже ее.

  После этого из­ме­рять рас­сто­я­ние от кон­чи­ка сред­не­го паль­ца до той по­верх­но­сти опоры, на ко­то­рой стоит че­ло­век. Для маль­чи­ков ре­зуль­тат хо­ро­ший, если это рас­сто­я­ние со­став­ля­ет 6 – 9 см, для де­во­чек – 7 – 10 см.

Если же кон­чи­ки сред­них паль­цев не до­тя­ги­ва­ют­ся до опоры, то можно го­во­рить о недо­ста­точ­ной гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка.

Рис. 5. Опре­де­ле­ние гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка

6. Плоскостопие

В норме у че­ло­ве­ка сред­няя часть стопы немно­го при­под­ня­та – об­ра­зу­ет­ся свод стопы. Это смяг­ча­ет дви­же­ние при ходь­бе или при прыж­ках.

При плос­ко­сто­пии свод стопы упло­ща­ет­ся, и нога со­при­ка­са­ет­ся с зем­лей прак­ти­че­ски всей по­верх­но­стью. Раз­ви­тие плос­ко­сто­пия свя­за­но с но­ше­ни­ем слиш­ком узкой обуви или обуви на слиш­ком вы­со­ком каб­лу­ке.

Если у че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся плос­ко­сто­пие, он ощу­ща­ет быст­рую утом­ля­е­мость ног, боль в об­ла­сти щи­ко­ло­ток, го­ле­ни, по­яс­ни­цы.

Меры пре­ду­пре­жде­ния плос­ко­сто­пия:

– Ходь­ба бо­си­ком

– Ходь­ба на цы­поч­ках

– Ходь­ба на внеш­ней сто­роне стопы

– Ходь­ба на внут­рен­ней сто­роне стопы

– По­пе­ре­мен­ное сжи­ма­ние паль­цев стопы

– Бро­сок неболь­шо­го пред­ме­та паль­ца­ми стопы

– За­ня­тие пла­ва­ни­ем и раз­лич­ны­ми спор­тив­ны­ми иг­ра­ми

Для опре­де­ле­ния плос­ко­сто­пия берут белый лист бу­ма­ги, кла­дут его на пол, сма­зы­ва­ют ногу жир­ным кре­мом и ста­но­вят­ся на лист белой бу­ма­ги (см. Рис. 6).

На об­ра­зо­вав­шем­ся следе со­еди­ня­ют край­ние точки со сто­ро­ны боль­шо­го паль­ца и пятки пря­мой ли­ни­ей. Затем на­хо­дят сред­нюю точку (М), и про­во­дят пер­пен­ди­ку­ля­ры (АВ, МD).

Точку пе­ре­се­че­ния MD со сле­дом обо­зна­ча­ют бук­вой С. И от­ре­зок CD делят на АВ. Если ре­зуль­тат боль­ше, чем 0,33, то у че­ло­ве­ка плос­ко­сто­пие.

Рис. 6. Опре­де­ле­ние плос­ко­сто­пия

Вопросы к конспектам

1. Ко­ле­сов Д.В., Маш Р.Д., Бе­ля­ев И.Н. Био­ло­гия. 8. – М.: Дрофа. – С. 75, за­да­ния и во­прос 1, 2, 3.

2. Что такое ско­ли­оз, и каким об­ра­зом необ­хо­ди­мо осу­ществ­лять его про­фи­лак­ти­ку?

3. Ка­ко­вы при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния плос­ко­сто­пия?

4. Про­ве­ди­те неболь­шую прак­ти­че­скую ра­бо­ту, в ко­то­рой про­верь­те себя или свою семью, дру­зей на на­ли­чие ско­ли­о­за, лор­до­за, ки­фо­за, плос­ко­сто­пия. За­пи­ши­те ход ра­бо­ты и ре­зуль­та­ты.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1420

Причины и меры профилактики нарушения осанки и плоскостопия

Лабораторная работа нарушение осанки и плоскостопие

Плоскостопие

Искривление позвоночника и плоскостопие – это распространенные проблемы, связанные с двигательной системой, встречаются часто в детском возрасте. Необходимо учитывать при воспитании ребенка. Скелет выполняет множество функций, позволяя поддерживать жизнедеятельность организма. Нарушение его функций приводит к физической неполноценности, снижает уровень жизни.

Взаимосвязь плоскостопия и искривления позвоночника

Скелет человека представлен костной и хрящевой тканью. К одной из главных функций относится опорная, рессорная и функция движения. Опорная заключается в создании твердой опоры, к которой могут прикрепляться мышцы. Рессорная функция – обеспечивает амортизацию движений, устранение сотрясений во время ходьбы. Осуществляется благодаря арочной структуре стопы, связками.

Плоскостопие – уплощение продольного и поперечного свода стопы. Нагрузка распределяется не между точками опоры стопы, а на всю ее площадь. Повышается нагрузка на осевой скелет, суставы.

Каждый шаг начинает вызывать боль, заставляет человека изменять свою походку, центр тяжести, что впоследствии вместе с повышенной нагрузкой может провоцировать патологическое искривление позвоночника – сколиоз.

Правильная осанка и предупреждение плоскостопия – залог полноценной жизни.

Что вызывает нарушение осанки и дефекты стопы

Нарушение выправки может быть следствием увеличения естественных искривлений (лордоз, кифоз) или появления боковых деформаций (сколиоз). Изменяется форма позвоночника. Развивается кифотическая, лордотическая, сколиотическая.

Причины, вызывающие нарушения осанки, развития плоскостопия следующие:

Для сколиоза:

  • формирование клиновидных позвонков в результате несостоятельности точек окостенения;
  • повреждения тел позвонков, связок позвоночника: переломы, вывихи, разрывы.
  • нарушение биомеханики движений (разная длина ног, плоскостопие);
  • неестественная осанка во время работы. Снижается тонус мышц антагонистов, связок, что вызывает усталость, принятие ненормального положения за рабочим местом;
  • гиподинамия;
  • радикулит;
  • полиомиелит;
  • туберкулез костей;
  • миопия.

Для плоскостопия:

  • ожирение на фоне гиподинамии вызывает уплощение продольного или поперечного свода;
  • генетическая предрасположенность;
  • узкая обувь, имеющая высокий либо низкий каблук. Является основное причиной;
  • гиподинамия.

Сколиоз лучше всего поддается лечению на начальной стадии. Ранняя диагностика – мера успешного лечения.

Диагностика искривления позвоночника проводится врачом-ортопедом, включает в себя:

  1. Сбор анамнеза, включающий выявление симптомов (головная боль, напряжение мышц, болевой синдром в районе отделов позвоночного столба, сутулость, психические расстройства).
  2. Оценка симметричности углов лопаток, ключиц, плеч, тонуса мышц груди и спины, симметричности костей таза.
  3. Определение подвижности.
  4. Рентгенологическое исследование.

Диагностировать плоскостопие можно путем осмотра, плантографии, подометрии, подографии, электромиографии, рентгенологического исследования.

Причиной патологии является обувь, ее тоже осматривают. В норме быстрее стирается наружная часть каблука. При уплощении свода — внутренняя. Оценивают цвет кожных покровов стопы, сопоставление больших пальцев ног, наличие мозолей, натоптышей.

Плантография – получение отпечатка стопы (стандартная проба). Затем проводят расчет индекса Чижина и делают выводы. Высокоточные отпечатки получают в аппаратах плантографах.

Подометрия – определение численных характеристик шага (длительность фаз шага, интервалы опоры). При плоскостопии увеличивается время шага и уменьшается время опоры.

Рентгенологическое исследование позволяет определить высоту, угол сводов. Проводится в боковой и переднезадней проекциях.

Общие методы лечения сколиоза и плоской стопы

Чтобы лечение было успешным, необходимо как можно раньше диагностировать патологию. Больной должен четко следовать назначенной терапии. Важно постоянство, восстановление займет длительное время, требующее от пациента выдержки. Тактика врача основывается от степени прогрессирования патологии, индивидуальных особенностей пациента.

Комплекс упражнений

Лечебная физкультура при плоскостопии оказывает выраженный положительный результат на первых двух стадиях и только у детей, когда стопа легко поддается влиянию.

Упражнения выполнять лучше на коврике.

Лежа можно выполнять следующее:

  1. Тянуться пальцами стопы на себя и от себя до появления легкой усталости в мышцах.
  2. Согнуть ноги в коленном суставе, ступни должны стоять на коврике. Не отрывая пальцы от коврика, поднимать пятки. Упражнение необходимо повторять 20 раз.
  3. Приподнять ноги, пальцами стопы поочередно провести по другой ноге вдоль голени.

Упражнения сидя:

  1. Сидя, вытянуть ноги, наклониться к ним, схватиться за пальцы ног, начать тянуть их на себя.
  2. Согнуть ногу, поставить под стопу мячик, перекатывать его, затем сменить ногу.
  3. Выпрямить ноги, тянуть пальчики к полу.

Стоя:

  1. Ходьба на пятках, носочках, внутренней и внешней стороне подошвы.
  2. Перекатывать скалку, гимнастическую палку или мячик.
  3. Стараться взять пальчиками мячик, карандаш, листок бумаги.

Лечебная гимнастика при сколиозе

Разминочные упражнения:

  1. Приседания. Руки необходимо выпрямить перед собой. Необходимо следить за поддержанием ровной спины.
  2. Потягивания. Глубоко вдохнув, поднимают прямые руки вверх, тянутся со всей силы вверх. Выдыхая, опускают руки вниз.
  3. Поднять максимально колено, держать 3 счета. Затем колено опускают. Количество выполнений – 10 раз.

Намеченная программа выполняется не спеша, требуется статическая, а не динамическая работа. Повышается тонус ослабевших мышц. Не нужно нагружать себя лишним весом. Это чревато травмами.

Если какое-то упражнение вызывает болевые ощущения или дискомфорт – обратитесь к своему врачу для коррекции комплекса.

Основные упражнения:

  1. Ложатся на коврик или пол, делают махи ногами, поднятыми до 40-45 градусов от пола. Выполнять махи – 10 раз. Количество подходов – 4.
  2. Принять коленно-локтевое положение. Медленно прогибать и выгибать спину. На пике движения задерживаться несколько секунд.
  3. Стать в коленно-локтевую позу. Поднять, вытянуть противоположные руку и ногу. Удержаться так на 3 секунды. Сменить руку и ногу. Повторять до чувства мышечной усталости.
  4. Лечь на бок, куда искривлен позвоночник. Подложить под поясничный отдел валик из полотенца, согнуть верхнюю ногу, руку вытянуть над головой, кисть нижней руки подвести под шею. Пролежать так 10 секунд. Перевернуться на спину, чтобы отдохнуть. Количество повторов – 5.

Конец тренировки позволяет восстановить сбившееся дыхание, дать расслабиться напряженным мышечным группам:

  1. Перекаты на спине. Садятся, обхватывают руками колени, прижимая их к груди. Повторять перекаты 7 раз. Является своеобразным массажем для спины.
  2. Ходьба в течение 30 секунд с высоко поднятыми руками над головой. Главное, при движении не торопиться, глубоко дышать.
  3. Руки завести за спину, сомкнуть. Ходить на пятках по кругу в течение 30 секунд.

Назначение ЛФК проводится индивидуально. Врач способен корригировать рациональный объем движений и нагрузки. Делается акцент на методическом повторении комплекса.

Обувь и стельки

Обувь важна в профилактике, лечении плоскостопия. В случае развитого заболевания, назначается специальная ортопедическая обувь, которую в идеальном варианте шьют под заказ. Она должна соответствовать следующим критериям:

  • широкий носок;
  • твердый задник;
  • широкий каблук не выше 3-4 см;
  • эластичная подошва;
  • фиксируется шнурками;
  • зимой обувь должна обхватывать ногу выше щиколотки для прочной фиксации.

При плоскостопии нельзя носить обувь без задника.

Стельки бывают:

  • стандартные;
  • индивидуальные;
  • профилактические. Позволяют эффективно снизить нагрузку на стопу, предотвратить развитие плоскостопия;
  • лечебные.

Стандартные ортопедические стельки могут подойти не всем. Идеальный вариант – изготовление на заказ с учетом патологии.

Другие

МассажЭффективен в начале заболевания. Позволяет устранить болезненность, улучшает микроциркуляцию и расслабляет напряженные мышцы.
Физиопроцедуры (Электрофорез, электромиостимуляция, УВЧ-терапия)Применяется в комплексной терапии. Стимулирует микроциркуляцию, снимают боль.
Оперативное лечениеПрименяется в тяжелых случаях, когда консервативные методики не помогают.
Ношение корсетаПозволяет держать позвоночник в правильном положении. Поддерживает ослабший мышечный каркас.

Профилактика дефектов

Своевременная профилактика предупреждает нарушения осанки, развитие плоскостопия в детском и взрослом возрасте. В детских оздоровительных учреждениях (ДОУ) обычно проводятся занятия, направленные на предотвращение развития таких патологий.

Плоскостопия
  1. Периодическое посещение ортопеда.
  2. Подбор удобной обуви с невысоким каблуком.
  3. Дозировка нагрузки и отдыха.
  4. Закаливание.
  5. Физкультура для ног.
Сколиоза
  1. Правильное обустройство рабочего места.
  2. Физкультура. Необходимо делать перерывы между сидячей работой.
  3. Активный образ жизни. Плавание является эффективным методом профилактики.
  4. Массаж.
  5. Полноценное питание.

Статья проверена редакцией Ссылка на основную публикацию

Не нашли подходящий совет?

Задайте вопрос эксперту
или смотрите все вопросы…

статьи:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://2Stupni.ru/ploskostopie/i-iskrivlenie-pozvonochnika.html

Осанка

Осанка – это привычное положение тела при ходьбе или в покое. При правильной осанке плечи человека находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов.

Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой

Сутулость (дугообразный кифоз). Для ее выявления необходимо измерять расстояние между плечами спереди и со спины. Если оно примерно одинаковое, то нет патологии. А если расстояние со стороны спины значительно превышает расстояние спереди, то у человека кифоз

Лордоз. Проявляется в деформации позвоночника и характеризуется болями в пояснице. Тело при ходьбе немного запрокидывается назад. Лордоз определяют, становясь к стене так, чтоб к ней прикасались только лопатки, плечи и ягодицы. В цель между поясницей и стеной в норме должна проходить только ладонь, идущая параллельно стене. Если же проходит кулак, то осанка нарушена.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника. Происходит искривление грудной клетки, плечи и лопатки находятся на разных уровнях. Уменьшается подвижность позвоночника, и могут возникать боли в его грудном отделе. Для определения сколиоза смотрят на уровни плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками

Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой

Для того чтобы такие заболевания не развивались, в первую очередь необходимо следить за своей осанкой. Нужно не сутулиться при ходьбе, носить учебники в рюкзаке за спиной, а не в сумке на 1 плечо.

Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом, они должны упираться в пол. Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони. При сидении человек должен занимать весь стул, локти держать на столе.

Систематические занятия спортом способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки.

Проверка гибкости позвоночника

Для того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку. После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее.

После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см.

Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника.

Плоскостопие

В норме у человека средняя часть стопы немного приподнята – образуется свод стопы. Это смягчает движение при ходьбе или при прыжках.

При плоскостопии свод стопы уплощается, и нога соприкасается с землей практически всей поверхностью. Развитие плоскостопия связано с ношением слишком узкой обуви или обуви на слишком высоком каблуке.

Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, поясницы.

Меры предупреждения плоскостопия:

– Ходьба босиком

– Ходьба на цыпочках

– Ходьба на внешней стороне стопы

– Ходьба на внутренней стороне стопы

– Попеременное сжимание пальцев стопы

– Бросок небольшого предмета пальцами стопы

– Занятие плаванием и различными спортивными играми

Для определения плоскостопия берут белый лист бумаги, кладут его на пол, смазывают ногу жирным кремом и становятся на лист белой бумаги (см. Рис. 6).

На образовавшемся следе соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пятки прямой линией. Затем находят среднюю точку (М), и проводят перпендикуляры (АВ, МD).

Точку пересечения MD со следом обозначают буквой С. И отрезок CD делят на АВ. Если результат больше, чем 0,33, то у человека плоскостопие.

Обратитесь к врачу, не занимайтесь самолечением.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59e5ede9799d9d70f76bec1f/5a732700c5feafcf22e92e7a

Наш имунитет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: